stansult: (Default)
stansult ([personal profile] stansult) wrote2014-04-30 06:51 pm

25 советских вещей

Я тут наткнулся на ссылку 25 советских вещей, о которых не слышали за границей.
Лайкнул на фейсбуке. Потом добавил пару слов про берёзовый сок. Потом про сгущёнку. Потом ещё, и ещё… и пришлось сюда в итоге скопировать, т.к. известно, что фейсбучный пост длиной больше 2-3 предложений имеет право на ожэжэчивание.



Хм, давно не пробовал берёзовый сок. Мне в детстве он очень нравился — вернее, я помнил, что он мне нравится. Я пил его считанные разы, дедушка в трёхлитровой банке покупал.

Сгущёнка в детстве мне не нравилась — что поражало и радовало моего старшего брата Диму :)
Семечки тоже.

Сидеть на дорожку тоже так и не приучился, хотя если кто-то предлагает — я не против. Традиция хорошая, но мной не перенятая.

Банный веник — это я так и не познал :)
Портянки, слава богам, тоже.
Рассол — никогда не пил его. Ну, мог глотнуть, но как средство от похмелья никогда не использовал.
Ретона — впервые слышу вообще.

А пионербол мне всегда нравился, т.к. я толком ни во что играть не умел, а в это умел :)

Про звательный падеж вспоминается анекдот:
«Встречается как-то Ангелина Вовк с Гельмутом Колем.
Он ей:
— Вовк, а Вовк!
А она ему:
— Чё те, Коль?»

Про авоську — не знал, откуда название :)
Но сам предмет помню, и даже пользовался.

Про «адрес наоборот» неправда, что это только в СССР так было.
В википедии можно почитать: “East Asian addressing systems, including Chinese, Japanese and Korean addressing systems, when written in their native scripts, use the opposite ordering, starting with the province/prefecture, ending with the addressee.”

Активированный уголь — классная штука :)
Только его минус, что если его носить с собой, он довольно быстро преврашается в порошок.

Яйца мы тоже луком красили. Мне и сейчас этот цвет кажется самым «естественным» способом раскраски яиц на пасху.

Подстаканники — вещь офигенная, но у нас их не было. Я завидовал тем, у кого они были.

Гречка — это да! Наш стратегический запас, основная пища младшего ребёнка (и старшего в период, когда она была младшей). Мы специально в «русские» магазины за ней ездим (тут их роль иранские выполняют). Кстати, индийский друг Полины ел с удовольствием.

23 февраля я ещё в «ранней средней школе» перестал считать праздником (а уж сейчас вообще не могу себе представить, что с ним всерьёз можно поздравлять людей), а 8 марта как-то до сих пор немного теплится. Могу и поздравить иной раз… Вот такой сексизм :)
Кстати, неправда, что «Таких парных праздников нет нигде». Тут, например, есть День Матери и День Отца.

Кедровый орех — вкусная штука! Мне он вообще редко попадался. Интересно, что он не кедровый, и не орех :)
Это семена нескольких видов растений из рода сосна (т.н. «кедровых сосен»).

Про зелёнку — интересно, сто лет её не видел. А ведь тоже, конечно, ходил весь ею измазанный, когда ветрянкой болел. И в лагерь брал с собой. Так и не знал никогда, что это. Пойду щас в википедию, почитаю :)

[identity profile] ellen-.livejournal.com 2014-05-01 03:01 am (UTC)(link)
По-моему варёную сгущёнку здесь можно купить в мексиканских отделах. Ретона - не знала, как эта вещь называется. Впервые увидела в 2010 году. Пользовалась. Поди знай, работает или это эффект замачивания. Пионербол - это наше всё.

[identity profile] stansult.livejournal.com 2014-05-01 04:23 am (UTC)(link)
сгущёнка длъ меня из таких продуктов, которые мне кажутся вкусными либо никогда, либо крайне редко, «в охотку»
типа арбуза (редко) или хурмы (никогда)
в остальное время я к ним равнодушен
Edited 2014-05-01 04:24 (UTC)

[identity profile] http://users.livejournal.com/_lenin_/ 2014-05-01 04:15 am (UTC)(link)
Про ультразвуковую машинку - да, дли стирки белья в мире есть средства получше, но в промышленности ультразвуковая очистка используется давно (примерно с пятидесятых) и широко. Википедия подсказывает, что с семидесятых используется и как inexpensive home appliance. Про кедровые орешки - в Хайфе на шуке Тальпийот мы их покупали килограммами, чищеные. Еще хумус с ними вкусный, даже здесь можно купить в каждом супере. Рассол и активированный уголь - правда полезные изобретения.

[identity profile] stansult.livejournal.com 2014-05-01 04:23 am (UTC)(link)
верю, но мне ретона не попадалась вообще, а кедровые орешки — редко :)
а про пользу рассола знаю из литературы

[identity profile] ellen-.livejournal.com 2014-05-01 04:27 am (UTC)(link)
Здесь кедровые орешки редко или там? Здесь они везде, в каждом магазине! Чего нельзя сказать о гречке. Хотя, тут в Калифорнии и гречка много где есть.

[identity profile] stansult.livejournal.com 2014-05-01 04:34 am (UTC)(link)
везде :)
там (Узбекистан) они были вначали дефицит, потом — дорогие
так что я к ним не привык в детстве, ну вот и не ищу их в магазинах
я ж не говорю, что их нет :)

в магазинах чего только нет
если бы я знал всё, что там есть, я б с ума сошёл :)
Edited 2014-05-01 04:34 (UTC)

[identity profile] arkajin.livejournal.com 2014-05-01 04:58 am (UTC)(link)
Банный веник известен так же как минимум в финляндии, я передачу видел.
Т.к. мой отец уже лет 40 каждую субботу ходит в баню и мне он хорошо знаком...

[identity profile] stansult.livejournal.com 2014-05-01 08:01 pm (UTC)(link)
верю :)

эта тема мне не близка — про веник-то
я его, по-моему, только в кино видел

[identity profile] lesoff.livejournal.com 2014-05-01 06:21 am (UTC)(link)
Сидеть на дорожку, в хорошем смысле, очень полезно. Я всегда так делаю. Закрываю глаза и прокручиваю в уме всю дорого. Вспоминаю чего забыл взять.
Банный веник советую познать как можно быстрее.
Портянки... в современной обуви они бесполезны, а вот в керзачах без них ни как. Носки скатываются, рвутся и натирают ногу.
Рассол вещь полезная, но рюмка водки лучше
Что такое ритона никто не знает и не понятно откуда она там взялась ))
Березовый сок в магазинах свободно. Но он не тот. Вообще всё не то, что было в детстве. "Тархун", "Байкал" тоже другие.

[identity profile] ikarevitch.livejournal.com 2014-05-01 01:31 pm (UTC)(link)
ну так и пепси с колой уже не те.

[identity profile] lesoff.livejournal.com 2014-05-01 08:01 pm (UTC)(link)
Солнце, жара, лежу в бассейне, и вдруг люто захотелось Пепси. Послал сына в сельпо. От тут же привелосепедил обычную пластиковую бутылку. Пепси была ТА.
Та, или не та - это, по большому счету у нас в голове, а не в бутылках ))

[identity profile] ikarevitch.livejournal.com 2014-05-01 08:07 pm (UTC)(link)
ну а чо тогда:"тоже другие?"

[identity profile] lesoff.livejournal.com 2014-05-02 06:33 pm (UTC)(link)
Всё изменилось и они изменились. Но иногда разум делает такой фокус, как будто бы вкус из прошлого.

в голове, а не в бутылках

[identity profile] stansult.livejournal.com 2014-05-01 08:08 pm (UTC)(link)
в голове, а также во вкусовых сосочках, нервной системе, пищеварительной системе и т.п.

[identity profile] stansult.livejournal.com 2014-05-01 08:07 pm (UTC)(link)
те, не те — неважно
мы не те, мы иначе воспринимаем
если в продукте и есть изменения, то они не столь значительны, как та разница, которую мы ощущаем, сравнивая наши вкусовые ощущения сейчас с воспоминаниями о тогдашних ощущений

[identity profile] ikarevitch.livejournal.com 2014-05-01 08:09 pm (UTC)(link)
ЯННП. Сформулируйте свой комментарий по-русски.

ЯННП

[identity profile] stansult.livejournal.com 2014-05-01 08:30 pm (UTC)(link)
это ничего страшного :)

[identity profile] stansult.livejournal.com 2014-05-01 08:32 pm (UTC)(link)
*о тогдашних ощущениях

[identity profile] stansult.livejournal.com 2014-05-01 08:06 pm (UTC)(link)
сидеть на дорожку — вот честно, мне эта традиция очень нравится (она как-то очень имеет смысл, по-моему), но ко мне она как-то не приклеилась

веник — не, да ну :)

рассол с водкой далеки от меня нынче :)
когда водка была ближе, роль рассола для меня играл кефир и ему подобные штуки

про ретону — что «никто не знает» — ты не прав, почитай в комментах, знают многие!
но я, как и ты, узнал из этой статьи

берёзовый сок и прочее — не может быть «то». Даже если представить, что продукт идентичен (а это невозможно, т.к. наверняка производство совсем иначе организовано, сырьё другое и т.д.) — мы же изменились. Вкусовые ощущения с возрастом меняются, научный факт. Плюс опыт — сейчас много чего есть, с чем сравнить можно, чего тогда не было. Я в детстве пёрся от Тархуна, а про Байкал не знал до взрослого возраста :)

[identity profile] lesoff.livejournal.com 2014-05-02 06:39 pm (UTC)(link)
Да, но березовый сок не может измениться. И всё равно другой. Другие эмоции вызывает ))

березовый сок не может измениться

[identity profile] stansult.livejournal.com 2014-05-02 06:59 pm (UTC)(link)
мне кажется, маловероятно, что процесс/правила сбора/транспортировки/консервации/упаковки/хрен_знает_чего_ещё остался неизменным… можно ещё представить, что берёзы мутировали из-за загрязнения всякого, мало ли :)

другое дело, насколько это реально повлияло на вкус… скорее всего, изменения мизерны
а эмоции, ты прав, другие — т.е. всё в головах

[identity profile] kraepelin.livejournal.com 2014-05-01 06:53 am (UTC)(link)
Стучу по дереву.
Довольно регулярно( это я хвастаюсь)
Больные смеются.

[identity profile] stansult.livejournal.com 2014-05-01 06:29 pm (UTC)(link)
Больные смеются
то есть это терапия в каком-то смысле :)

[identity profile] kraepelin.livejournal.com 2014-05-02 08:01 am (UTC)(link)
Еще какая терапия!

[identity profile] amapai.livejournal.com 2014-05-01 04:56 pm (UTC)(link)
Стас,

активированный уголь тут на каждом углу (если искать). Мы его сначала в Холи Фудзи нашли. Но вот тебе ссылка на Амазон - http://www.amazon.com/Natures-Way-Activated-Charcoal-Capsules/dp/B0006LCQ4Q

Кедровых орехов тут полным полно. Мы их в Костко большими пакетами берем.

Гречка - да. Ее тут не умеют обжаривать, и то, что они продают, годится только для стаффинга.

Подстаканник я привез. Но к нему же еще и соответствующий стакан надо найти. С тонкими стенками. Это не просто.

Извини за наивный вопрос - а зачем вы яйца красили? Мне эта традиция известна только по русской православной культуре. Ваша семья у меня как-то с православием совсем не ассоциируется......


Ретона меня не удивила. К нам она "пришла" в 90-ые. Доверия вызывала мало, потому мы как-то мимо прошли.

Про авоську - это, конечно, Райкин. Это классика :)

;)

[identity profile] stansult.livejournal.com 2014-05-01 07:03 pm (UTC)(link)
Дмитрий,

мой пост был по мотивам их поста, мои ассоциации с теми или иными упомянутыми вещами.
Они пишут о «вещах, о которых не слышали за границей» — но это просто глупый заголовок, из серии статей “X things about Y that will blow your mind”, которые повсюду. Их уникальность/советскость притянута в статье за уши просто для того, чтобы побольше вещей упомянуть. более правильным названием статьи было бы «Х вещей, которые вспомнились автору из его детства, и кажутся ему “знаковыми” при описании его советского опыта».
По некоторым пунктам у нас (и у вас, и у кого угодно — просто разные пункты) с автором совпадения, по некоторым нет, вот и всё.
активированный уголь тут на каждом углу (если искать)…
Кедровых орехов тут полным полно. Мы их в Костко большими пакетами берем
Я не стремлюсь найти активированный уголь и/или кедровые орешки :)
Думаю, если б в какой-то момент они мне понадобились, мы бы их обнаружили.
Может, однажды даже наступит день, когда мы ступим на таинственную территорую Костко, о коем столько всего слышали :)
Гречка - да. Ее тут не умеют обжаривать, и то, что они продают, годится только для стаффинга.
Кто «они»? Мы покупаем отличную гречку во всяких иранских и т.п. магазинах, их тут дофига. Если я верно помню, она откуда-то привозная (то есть, наверное, там и обжаренная, не здесь).
Подстаканник я привез
Ну вот, буду завидовать :)
Шучу, это чисто эстетическое восхищение, практически я всё равно его бы не стал использовать.
Ретона меня не удивила
а я никогда не видел и не слышал :)
Про авоську - это, конечно, Райкин. Это классика
я Райкина очень любил в детстве. У нас была большая пластинка, которую я реально знал наизусть, и с выражением рассказывал оттуда куски по любому поводу. Но помимо этого выступления с пластинки, а также (позже) фильма его (или про него? — в общем, там была куча отрывков из его выступлений), я ничего больше из его репертуара не знаю.

[identity profile] stansult.livejournal.com 2014-05-01 07:56 pm (UTC)(link)
Извини за наивный вопрос - а зачем вы яйца красили? Мне эта традиция известна только по русской православной культуре. Ваша семья у меня как-то с православием совсем не ассоциируется......
Эх, Дмитрий, всё продолжаются твои попытки застереотипизировать нас в какую-то ячеечку. А ведь мы уникальны, это даже по постоянному выпендрёжу видно :)

Тут несколько моментов.

Во-первых, интернациональный момент. Это же Узбекистан, Советский Союз, дружба народов. Плов, маца, сумаляк, крашеные яйца — вот это всё вместе. В общем, все равны и все братья.

Во-вторых, православный момент. У меня было два еврейских (еврейских в советском, коммунистическом смысле этого слова :)) дедушки и две русские (с некоторым православным уклоном, насколько это практиковалось в средних советских русских семьях) бабушки. Дедушки на традиции и праздники влияли мало, а бабушки, по-видимому, сильнее. То есть в церковь никто не ходил — не дай боже :), и крестить нас не крестили — но как-то подразумевалось, что мы такие атеисты с ма-а-аленьким православным уклоном. Уклон выражался, в частности, в крашении яиц. Конечно, я только потом понял, что это вообще имеет отношение к религии. Уже потом, в 15 лет, меня моя тётя взяла на несколько месяцев в Казань к ним, и предложила крестить в Казанском соборе. Мне было как-то неудобно ей отказать, и так я стал крещёным. Не знаю, правда, где тот крестик лежит. Я помню, что отношение у меня было положительное, всё красиво, торжественно и т.д. Юмор свой и цинизм я временно запихнул поглубже, чтобы тётю не обидеть.

В-третьих, еврейский момент. Потом закончился СССР, и сестра моей мамы уехала в Израиль — но и до этого у них в семье еврейская тема работала гораздо сильнее, чем у нас. она нас агитировала, мама моя съездила к ней в гости, ну и как-то мы тогда тоже все ублеклись еврейской темой. Язык учить ходили, книжки читали «альтернативные», интересно было. На истории, помню, нам раздавали темы для самостоятельных докладов — ну и взял арабо-израильские войны, и, конечно, преподнёс его классу с (всё ещё непривычной всем) точки зрения, почерпнутой мною из израильских книжек. Историчка, думаю, довольна была — она всё нас пыталась на конфликтные темы расшевелить :)

В-четвёртых, мусульманский момент. Наргиза из советской узбекской семьи, где уровень мусульманства сравним с уровнем православия в средней советской русской семье. Если захочет, расскажет :)

В общем, вот такая у нас религиозная жизнь.
Не знаю, что я этим комментом хотел сказать, но яйца мы иногда красим :)
Детям интересно, и мы не против. Мы и ханукию зажечь можем порой.
Edited 2014-05-01 19:58 (UTC)

[identity profile] neznauimeni.livejournal.com 2014-05-02 05:45 pm (UTC)(link)
какой пост интересный, а я - с дачи и завтра туда же:))
Вернусь потом:)
Пока скажу, что активированным углем советские девушки ещё умудрялись отбеливать капроновые ( точнее, из чего они там правда сделаны, не знаю:)) колготки!
Нужно было поварить телесные или даже черные колготки в кастрюле с 30-50 таблетками угля, прополоскать, и вуаля - колготки белоснежные, модные! Наргиза не помнит такого?:) Я варила, честно:))))

[identity profile] stansult.livejournal.com 2014-05-02 06:47 pm (UTC)(link)
ого!

не-е, думаю не помнит
она точно не варила :)

[identity profile] neznauimeni.livejournal.com 2014-05-02 05:55 pm (UTC)(link)
кстати о дачах: а знают ли иностранцы об ультразвуковых отпугивателях кротов с дачных участков?:)) (Фигня из разряда Ретоны:))

знают ли иностранцы

[identity profile] stansult.livejournal.com 2014-05-02 06:48 pm (UTC)(link)
я не сильно в курсе, но полагаю, что должны знать
тут куча всяких отпугивателей насекомых есть, так что почему бы не быть и отпугивателям кротов?

[identity profile] blog.artistmart.ru (from livejournal.com) 2014-05-16 01:54 pm (UTC)(link)
Да, согласен с автором журнала...